Как школьный клуб
за несколько месяцев обучил две сотни сельских ребят основам кибербезопасности
и медиаграмотности
«Я очень часто ставила геолокацию
на свои фотографии, делилась этим, не понимая, что через нее в инстаграме можно
многое узнать о вас, о вашем местожительстве. После я вообще перестала как-либо
использовать эту функцию», — 16-летняя Дильназ Шалабаева делится своими
впечатлениями от участия в волонтерском проекте «QauipsizInternet». Девушка стала
одной из полутора сотен ребят, принявших участие в инициативе Детского фонда
ООН (ЮНИСЕФ) и Национальной волонтерской сети по обучению школьников навыкам
кибербезопасности и медиаграмотности.
Как показало недавнее исследование, подростки в Казахстане не
склонны воспринимать виртуальное пространство в качестве угрозы. «Почти каждый
второй объясняет свое невнимание к вопросам безопасности в сети тем, что ему
нечего скрывать», — отмечается в результатах опроса, проведенного при
содействии министерства просвещения. Дильназ со своей стороны во время уроков
старалась донести до школьников, что «нельзя афишировать нигде свои личные
данные, нельзя верить злоумышленникам в интернете».
«Мы изначально решили, что будем подкреплять информацию примерами, чтобы было
более интересно и говорили о своих кейсах», — отмечает девушка.
Она
вспоминает, как подруга делилась с ребятами личной историей о том, как поверила
мошенникам, которые позвонили ей якобы от имени службы безопасности банка, и в
результате лишилась определенной суммы денег. Кроме этого, в заключительной
части занятия учащиеся в группах обсуждали другие проблемные ситуации и
пытались определить, какие ошибки допустили воображаемые Анель и Марат.
Дильназ
тоже работала в группе с другими волонтерами. Она впервые узнала о волонтерских
проектах ЮНИСЕФ два года назад, и тогда — будучи 14-летним подростком — ей
удалось поучаствовать в инициативе BeKind. В этот раз она подошла к делу серьезно:
на ежегодной выставке клубов, которая проводится в её школе, представила свой
клуб для волонтеров совместно с проектом «QauipsizInternet». «Изначально
записалось более 50 человек, чему я была очень рада! Но в итоге подали на
программу 29 учащихся, и мы вместе работали на протяжении четырех месяцев», —
говорит девушка.
За это
время команде под руководством Дильназ удалось провести 16 уроков для более чем
двухсот учеников 5-11 классов. В большинстве случаев занятия проходили в
онлайн-формате для школьников, проживающих в сельской местности Акмолинской
области. На связи с девушкой постоянно находились три-четыре школы.
Учителя после занятий благодарили волонтеров, а учащиеся на уроках проявляли искренний интерес. «Ребята, правда, задавали разные вопросы — от "что такое кибербезопасность, можете вкратце объяснить" до каких-то очень сложных. Но мы старались всегда всем отвечать правильно, были лояльны и делились презентацией, чтобы они сами себя проверили», — рассказывает Дильназ. Она вспоминает, как еще просила школьников делиться полученными знаниями с близкими — «чтобы мы смогли жить в безопасном киберобществе».
Сама девушка на каникулах познакомила с содержанием проекта своих бабушку и
дедушку. Кроме этого, волонтерским клубом Дильназ заинтересовались не
вовлеченные в проект одноклассники: «Им также было интересно понять, чем мы
занимаемся, и вот этот интерес привел к тому, что мы смогли просто объяснить
людям, какие есть базовые правила кибербезопасности и медиаграмотности, и как
это можно распространять», — отмечает волонтерка.
До начала проекта и у неё было много пробелов среди знаний о сетевой безопасности — помогли семинары для волонтеров. Помимо основной тематики Дильназ во время них осваивала и другие навыки: «Особенно мне запомнился урок Владимира Алексанина по тому, как правильно разговаривать с ребятами. Он показал сам, как именно нужно вести урок, чтобы всем все донести, чтобы всем все было интересно и, главное, познавательно», — делится девушка. Не менее полезным для нее оказался и тренинг для координаторов, посвященный технике речи.
«Я поняла,
какие недостатки есть в моей речи, чтобы далее не повторять их и соответственно
проводить более качественные уроки», — говорит Дильназ.
В том, что
такие уроки еще будут, она не сомневается. Девушка готовится ко второму потоку
«QauipsizInternet» и охотно
рассказывает о планах: «У меня в приоритете, во-первых, провести уроки в моей
школе, чтобы полностью её охватить, и во-вторых, подготовить какие-то
активности, связанные с темой кибербезопасности, позвать экспертов».
Более того,
Дильназ намерена, опираясь на опубликованные материалы других волонтерских
проектов ЮНИСЕФ, провести тренинги и мероприятия на другие темы. «Таким
образом, думаю, мы сможем вместе с клубом позитивно повлиять на наше школьное
сообщество», — отмечает девушка. Она видит несомненные преимущества в том,
когда обучение построено по схеме «от сверстника к сверстнику». «Когда мне
объясняют мои ровесники, я сама иногда больше понимаю, нежели, когда
взаимодействую с учителями, которые старше на 30-40 лет», — замечает Дильназ.
Девушка признается, что воспринимает волонтерство не только как каноническое «служение обществу», но и видит в нем возможность влиять на собственное развитие. «Это, правда, делает мою жизнь более насыщенной, радостной. Волонтерство научило меня очень большому количеству навыков», — говорит Дильназ о своем занятии. По ее словам, с каждым новым проектом интерес к волонтерству становится все сильнее. «Сейчас, в 16 лет, я первый раз побыла координатором. Что будет в 18? Я не знаю, но буду стараться, конечно, идти выше, дальше», — обещает Дильназ.
Сегодня
Дильназ также уверена: за безопасность детей в сети несут ответственность
родители. До 16 лет, предупреждает она, ребенку важно дать понять, что в сети
можно столкнуться с целым рядом угроз — например, киберсталкингом или
кэтфишингом[i]. «Но поскольку
родители иногда не совсем понимают, что могут случиться такие проблемы, такие
волонтерские программы как “QauipsizInternet”
играют очень большую роль в правильном понимании информационной грамотности.
Мне кажется, как раз такие проекты делают наше общество лучше», — заключает
девушка.
[i] Киберсталкинг (англ. cyberstalking)
– навязчивое преследование или домогательство в интернете со стороны одного
человека или группы лиц
Кэтфишинг (англ. – catfishing)
– вид онлайн-мошенничества, когда человек или так называемый кэтфишер (catfish) создает фальшивый профиль в социальной сети или на
сайте знакомств с целью мошенничества или обмана
Для справки:
C 2022 г. ЮНИСЕФ в Казахстане совместно с партнерами
реализует ряд важных инициатив по продвижению безопасности детей в интернете.
Так, для более глубокого понимания существующих онлайн-рисков детей в стране
ведется масштабное исследование с использованием международной методологии “Global Kids Online”. Параллельно, в рамках партнерства с Национальной
волонтерской сетью (https://qazvolunteer.kz/ru/about) волонтеры обучают учащихся в
более чем 40 школах Казахстана основам поведения в интернете, распознаванию
различных видов рисков, сохранению личных данных и т.д. Совместно с
Международным университетом информационных технологий (г. Алматы)
разрабатывается образовательный онлайн-курс по онлайн-безопасности и цифровой
грамотности детей для родителей и учителей.
Центр может проконсультировать вас по всем интересующим вопросам касательно деятельности Фронт-офиса, о Годе волонтера, об общенациональных проектах или о любом другом вопросе связанным с волонтерством. Доступны: телефонный звонок, WhatsApp, Telegram
оказание волонтерской помощи в подготовке к ЕНТ, обучению английскому языку, компьютерной и правовой грамотности страшеклассников средних школ в сельской местности
участие в проекте более 1000 волонтеров из числа преподавателей, студентов и др. Охват обучением не менее 1000 учащихся средних школ сельской местности в каждом регионе
Акмолинская, Алматинская, Актюбинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская, Костанайская, Мангистауская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Туркестанская области
Примечание: в графе «территориальный охват» могут быть указаны только базовые центры реализации проектов, вмесет с тем проекты будут реализован во всех регионах республики.привлечение волонтеров в сферу охраны здоровья, оказанию помощи в уходе за больными, в том числе в хосписах, онкологических диспансерах и др.
открытие 3 центров поддержки волонтеров в сфере охраны здоровья в городах Алматы, Кызылорда, и Петропавловск. Участие в проекте не менее 1000 волонтеров. Выделение не менее 68 грантов для реализации волонтерских идей в сфере здравоохранения
г. Алматы, Кызылординская и Северо-Казахстанская области
Примечание: в графе «территориальный охват» могут быть указаны только базовые центры реализации проектов, вмесет с тем проекты будут реализован во всех регионах республики.внедрение практики наставничества волонтерами в отношении детей, находящихся в детских домах, и молодежи, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в центрах социального обслуживания системы социальной защиты населения.
создание 3 центров поддержки волонтеров в сфере наставничества в городах Нур-Султан, Шымкент, Атырау. Внедрение практики наставничества, подготовка не менее 50 персональных наставников из числа авторитетных и уважаемых граждан (волонтеров). Привлечение 1000 обученных граждан и волонтеров. Выделение и реализация не менее 68 малых грантов
города Нур-Султан, Шымкент и Атырауская область.
Примечание: в графе «территориальный охват» могут быть указаны только базовые центры реализации проектов, вмесет с тем проекты будут реализован во всех регионах республики.защита окружающей среды, очистке рек и лесов, посадке деревьев, обучению сортировке мусора.
создание 3 центров поддержки волонтеров в сфере защиты окружающей среды, очистке рек и лесов, посадке деревьев, обучению сортировке мусора в городах.Талдыкурган, Уральск, Костанай. Вовлечение граждан в волонтерскую деятельность в сфере защиты окружающей среды и экологической безопасности, очистке рек и лесов, посадке деревьев, обучению сортировке мусора. 1000 привлеченных волонтеров. Выделение не менее 68 малых грантов.
Алматинская, Западно-Казахстанская, Костанайская области.
Примечание: в графе «территориальный охват» могут быть указаны только базовые центры реализации проектов, вмесет с тем проекты будут реализован во всех регионах республики.привлечение волонтеров по сохранению объектов историко-культурного наследия.
создание 3 центров поддержки волонтеров для привлечения волонтеров к проектам по сохранению объектов историко-культурного наследия в городах Тараз, Караганда, Туркестан. Расширение участия граждан в реализации проектов по сохранению и развитию культурно-исторического наследия, восстановления и сохранения памятников истории, культуры и мемориальных комплексов. Привлечение 1000 граждан и волонтеров к реализации проекта. Выделение не менее 68 малых грантов.
Жамбылская, Карагандинская, Туркестанская области.
Примечание: в графе «территориальный охват» могут быть указаны только базовые центры реализации проектов, вмесет с тем проекты будут реализован во всех регионах республики.привлечение волонтеров в дома престарелых, центры социального обслуживания системы социальной защиты населения.
создание 3 центров поддержки волонтеров в городах Алматы, Актау, Павлодар. 1000 волонтеров окажут помощь организациям социального обслуживания системы социальной защиты населения. Выделение не менее 68 грантов для реализации волонтерских идей в социальной сфере. Выпуск сборника лучших практик волонтерской деятельности в сфере социальной защиты населения.
г. Алматы, Мангистауская и Павлодарская области.
Примечание: в графе «территориальный охват» могут быть указаны только базовые центры реализации проектов, вмесет с тем проекты будут реализован во всех регионах республики.привлечение волонтеров к проектам по поиску пропавших людей, снижению рисков бедствий и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по поиску документов, повествующих о подвигах наших соотечественников в Великой Отечественной войне.
создание 3 центров поддержки волонтеров в сферах ЧС, работы по поиску пропавших людей, в городах Кокшетау, Актобе, Усть-Каменогорск. Расширение участия граждан и волонтерских организаций в поисковых мероприятиях, в том числе документов, повествующих о подвигах наших соотечественников в Великой Отечественной войне, защите населения от чрезвычайных ситуаций. Привлечение 1000 привлеченных волонтеров к реализации проекта. Выделение не менее 68 малых грантов.
Акмолинская, Актюбинская, Восточно-Казахстанской области.
Примечание: в графе «территориальный охват» могут быть указаны только базовые центры реализации проектов, вмесет с тем проекты будут реализован во всех регионах республики.