Birgemiz: áreket ýaqyty
РУ
QZ EN
Стать волонтером
Главная Новости Защищенные в сети

Защищенные в сети

17.03.2023 921 0

Как школьный клуб за несколько месяцев обучил две сотни сельских ребят основам кибербезопасности и медиаграмотности

«Я очень часто ставила геолокацию на свои фотографии, делилась этим, не понимая, что через нее в инстаграме можно многое узнать о вас, о вашем местожительстве. После я вообще перестала как-либо использовать эту функцию», — 16-летняя Дильназ Шалабаева делится своими впечатлениями от участия в волонтерском проекте «QauipsizInternet». Девушка стала одной из полутора сотен ребят, принявших участие в инициативе Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Национальной волонтерской сети по обучению школьников навыкам кибербезопасности и медиаграмотности.

Как показало недавнее исследование, подростки в Казахстане не склонны воспринимать виртуальное пространство в качестве угрозы. «Почти каждый второй объясняет свое невнимание к вопросам безопасности в сети тем, что ему нечего скрывать», — отмечается в результатах опроса, проведенного при содействии министерства просвещения. Дильназ со своей стороны во время уроков старалась донести до школьников, что «нельзя афишировать нигде свои личные данные, нельзя верить злоумышленникам в интернете».
«Мы изначально решили, что будем подкреплять информацию примерами, чтобы было более интересно и говорили о своих кейсах», — отмечает девушка.


Она вспоминает, как подруга делилась с ребятами личной историей о том, как поверила мошенникам, которые позвонили ей якобы от имени службы безопасности банка, и в результате лишилась определенной суммы денег. Кроме этого, в заключительной части занятия учащиеся в группах обсуждали другие проблемные ситуации и пытались определить, какие ошибки допустили воображаемые Анель и Марат.

Дильназ тоже работала в группе с другими волонтерами. Она впервые узнала о волонтерских проектах ЮНИСЕФ два года назад, и тогда — будучи 14-летним подростком — ей удалось поучаствовать в инициативе BeKind. В этот раз она подошла к делу серьезно: на ежегодной выставке клубов, которая проводится в её школе, представила свой клуб для волонтеров совместно с проектом «QauipsizInternet». «Изначально записалось более 50 человек, чему я была очень рада! Но в итоге подали на программу 29 учащихся, и мы вместе работали на протяжении четырех месяцев», — говорит девушка.

За это время команде под руководством Дильназ удалось провести 16 уроков для более чем двухсот учеников 5-11 классов. В большинстве случаев занятия проходили в онлайн-формате для школьников, проживающих в сельской местности Акмолинской области. На связи с девушкой постоянно находились три-четыре школы.

Учителя после занятий благодарили волонтеров, а учащиеся на уроках проявляли искренний интерес. «Ребята, правда, задавали разные вопросы — от "что такое кибербезопасность, можете вкратце объяснить" до каких-то очень сложных. Но мы старались всегда всем отвечать правильно, были лояльны и делились презентацией, чтобы они сами себя проверили», — рассказывает Дильназ. Она вспоминает, как еще просила школьников делиться полученными знаниями с близкими — «чтобы мы смогли жить в безопасном киберобществе».


Сама девушка на каникулах познакомила с содержанием проекта своих бабушку и дедушку. Кроме этого, волонтерским клубом Дильназ заинтересовались не вовлеченные в проект одноклассники: «Им также было интересно понять, чем мы занимаемся, и вот этот интерес привел к тому, что мы смогли просто объяснить людям, какие есть базовые правила кибербезопасности и медиаграмотности, и как это можно распространять», — отмечает волонтерка.

До начала проекта и у неё было много пробелов среди знаний о сетевой безопасности — помогли семинары для волонтеров. Помимо основной тематики Дильназ во время них осваивала и другие навыки: «Особенно мне запомнился урок Владимира Алексанина по тому, как правильно разговаривать с ребятами. Он показал сам, как именно нужно вести урок, чтобы всем все донести, чтобы всем все было интересно и, главное, познавательно», — делится девушка. Не менее полезным для нее оказался и тренинг для координаторов, посвященный технике речи.


«Я поняла, какие недостатки есть в моей речи, чтобы далее не повторять их и соответственно проводить более качественные уроки», — говорит Дильназ.

В том, что такие уроки еще будут, она не сомневается. Девушка готовится ко второму потоку «QauipsizInternet» и охотно рассказывает о планах: «У меня в приоритете, во-первых, провести уроки в моей школе, чтобы полностью её охватить, и во-вторых, подготовить какие-то активности, связанные с темой кибербезопасности, позвать экспертов».

Более того, Дильназ намерена, опираясь на опубликованные материалы других волонтерских проектов ЮНИСЕФ, провести тренинги и мероприятия на другие темы. «Таким образом, думаю, мы сможем вместе с клубом позитивно повлиять на наше школьное сообщество», — отмечает девушка. Она видит несомненные преимущества в том, когда обучение построено по схеме «от сверстника к сверстнику». «Когда мне объясняют мои ровесники, я сама иногда больше понимаю, нежели, когда взаимодействую с учителями, которые старше на 30-40 лет», — замечает Дильназ.

Девушка признается, что воспринимает волонтерство не только как каноническое «служение обществу», но и видит в нем возможность влиять на собственное развитие. «Это, правда, делает мою жизнь более насыщенной, радостной. Волонтерство научило меня очень большому количеству навыков», — говорит Дильназ о своем занятии. По ее словам, с каждым новым проектом интерес к волонтерству становится все сильнее. «Сейчас, в 16 лет, я первый раз побыла координатором. Что будет в 18? Я не знаю, но буду стараться, конечно, идти выше, дальше», — обещает Дильназ.


Сегодня Дильназ также уверена: за безопасность детей в сети несут ответственность родители. До 16 лет, предупреждает она, ребенку важно дать понять, что в сети можно столкнуться с целым рядом угроз — например, киберсталкингом или кэтфишингом[i]. «Но поскольку родители иногда не совсем понимают, что могут случиться такие проблемы, такие волонтерские программы как “QauipsizInternet” играют очень большую роль в правильном понимании информационной грамотности. Мне кажется, как раз такие проекты делают наше общество лучше», — заключает девушка.


[i] Киберсталкинг (англ. cyberstalking) – навязчивое преследование или домогательство в интернете со стороны одного человека или группы лиц

Кэтфишинг (англ. – catfishing) – вид онлайн-мошенничества, когда человек или так называемый кэтфишер (catfish) создает фальшивый профиль в социальной сети или на сайте знакомств с целью мошенничества или обмана

Для справки:

C 2022 г. ЮНИСЕФ в Казахстане совместно с партнерами реализует ряд важных инициатив по продвижению безопасности детей в интернете. Так, для более глубокого понимания существующих онлайн-рисков детей в стране ведется масштабное исследование с использованием международной методологии “Global Kids Online”. Параллельно, в рамках партнерства с Национальной волонтерской сетью (https://qazvolunteer.kz/ru/about) волонтеры обучают учащихся в более чем 40 школах Казахстана основам поведения в интернете, распознаванию различных видов рисков, сохранению личных данных и т.д. Совместно с Международным университетом информационных технологий (г. Алматы) разрабатывается образовательный онлайн-курс по онлайн-безопасности и цифровой грамотности детей для родителей и учителей.

Источник: https://www.unicef.org/kazakhstan/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8/%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2-%D1%81%D0%B5%D1%82%D0%B8

 

Последние новости
14.04.2024 945 0
Как выбрать подходящий волонтерский проект: 10 шагов к поиску идеальной возможности помочь
Читать подробнее
11.04.2024 1063 0
Благодарим волонтеров!
Читать подробнее
10.04.2024 385 0
В связи с паводковой ситуацией, Национальная волонтерская сеть вместе с волонтерами-юристами готовы прийти на помощь тем, кто пострадал от стихийного бедствия
Читать подробнее
Читайте нас в социальных сетях
Будьте в курсе всех событий
Спасибо! ваша заявка отправлена