Birgemiz: áreket ýaqyty
РУ
QZ EN
Стать волонтером
Главная Новости Волонтерство должно быть доступным для каждого

Волонтерство должно быть доступным для каждого

01.12.2024 2419 0

Инклюзивное волонтерство – это особый формат волонтерской деятельности, который направлен на обеспечение равного доступа к участию для всех людей, независимо от их физических, психологических, социальных или других особенностей. В отличие от традиционного волонтерства, инклюзивные проекты учитывают потребности и возможности людей с инвалидностью, представителей различных этнических, религиозных и социальных групп, помогая каждому находить свое место в работе на благо общества.

С развитием современного общества и усилением ценности человеческого капитала возрастает понимание того, что волонтерство – это не только помощь другим, но и возможность для самореализации, социальной адаптации и развития навыков. Для каждого человека это шанс выйти за пределы повседневных трудностей и раскрыть свой потенциал.

Героиня нашего сегодняшнего интервью Диана Мурзагалиева Серикжанкызы – активный волонтер, фаундер международного проекта и основатель стартапа. За этими невероятные результатами проложен долгий путь 18-летней Дианы, огромная работа и вдохновляющая история восстановления.

Расскажите о себе:  

«Меня зовут Диана. Живу в Астане. Я основатель международного проекта «Inclusive Academy» и стартапа «SpeakUp» – мобильное приложение для людей с нарушениями речи, автор сценария анимационного фильма «Үміт әрдайым жанымызда», которое сняли при поддержке Министерство культуры и информации РК и Государственного центра поддержки национального кино. Сценарий к анимационному фильму основан на моей авторской и адаптивной сказке “Чудо где-то рядом”, а также я автор повести “Оазис среди боли”.

Я родом с Семея. Все свое детство провела в реабилитационных центрах, больницах и постоянных обследованиях. До 7 лет у меня была задержка речевого развития. Диагноз-дизартрия, легкая форма ДЦП. Части языка и лица были парализованы. Одной из причин моей болезни врачи назвали – последствие ядерных испытаний вблизи моего родного города Семей и загрязнённая экология. Мой язык меня не слушался, искажая каждое мое слово. Меня никто не понимал, даже мои родные. Из-за моей невнятной речи меня дразнили, со мной не хотели играть и дружить дети. В детском саду, когда все дети рассказывали стишки и пели песни, я молчала. В 9 лет я полноценно заговорила. Я выросла и пообещала, что буду помогать особенным детям и буду бороться за нашу окружающую среду. Дети, в детстве с центра врезались в мою память, по началу мне было страшно среди них если честно, я помню боялась, но узнав их поближе, я поняла, что они добрые, отзывчивые. Именно они стали друзьями в детстве, именно благодаря им я не чувствовала себя одинокой».

Как вы пришли к основанию своего волонтерского проекта?

«Во время пандемии ко мне обратилась мама особенного ребенка. У ребенка был похожий диагноз как у меня. Чуть позже познакомилась с мамой мальчика, у него был аутизм. Создала группу и делилась о личном опыте выздоровления, давала веру и надежду чтобы они не сдавались. В интернете я начала искать других родителей и присоединилась в группы с родителями с разными диагнозами. В этих группах состояли более 500 родителей. И как-то раз в одной из этих групп написала женщина о том, что нужна помощь с организации мероприятия для детей с инвалидностью ко дню защите детей. Я откликнулась на помощь. С этого момента я с ней тесно сотрудничаю».

 

С какими трудностями вы сталкивались в процессе волонтерской деятельности?

«Очень близкий вопрос для меня, так как трудностей в моей жизни было не мало. Но со временем я полюбила свои трудности и поняла, что они делают меня сильнее. Когда я только начинала запускать проект Inclusive Academy и мы стали финалистами с Казахстана на конкурсе от Generation Unlimited. Был момент, когда от ментора конкурса не было ответа и я решила обратиться к организаторам. В разговоре один из организаторов сказала, что проект невозможно реализовать в связи с моим юным возрастом. На тот период мне было 15 лет. Она считала, что у меня нет опыта в инклюзии. Я верила, что смогу дойти до конца и доказать, что школьники на самом деле могут гораздо больше. Сталкивалась с такими моментами как, когда волонтера воспринимали как слугу.

Была волонтером на ивентах, координаторы обращалась ко мне цензурной бранью и даже матами. Были моменты, когда я разговаривала с людьми на казахском языке на мероприятиях, но у меня было неправильное ударение в словах или в произношении, и люди обращались ко мне, и говорили, чтобы я не говорила на казахском. Хотя я на любом языке допускаю ошибки в произношении и ударении или даже путаю структуру предложений, бывает, когда думаю одно, а язык говорит неправильно это слово. Хотя я уже говорю полноценно, эти ошибки в речи у меня есть до сих пор. И конечно сталкиваюсь с критикой в эти моменты, поэтому мне писать удобнее и легче, мои пальцы работают в тандеме с моими мыслями, они опережают мой язык. Многие говорят если не умеешь, то лучше говори на русском. Помню, как-то в старших классах к нам пришла новая учительница по русскому языку, я прочитала стих у доски, и видимо снова в моей речи были ошибки в произношении. И она задала вопрос: «Ты перешла в класс с казахского класса?», – я говорю нет, а она тогда спросила: «Ты не казашка, да? Какая у тебя национальность?». После этого вопроса честно признаюсь я заплакала. Я понимала, что дефект речи будет присутствовать всегда и как говорят врачи, у меня всегда будет речь иностранца, на любом языке. В такие моменты я пытаюсь не обращать внимание и продолжать радоваться, так как нам объясняют, чтобы волонтеры не конфликтовали. Думаю, эта еще одна из сложностей быть волонтером.

В 2021 году была волонтером в трех проектах от Национальной волонтерской сети и ЮНИСЕФ в Казахстане. Как раз в этот период мне сделали операцию на ногу. Бывало, что нога сильно болела или от того, что долго сидела на одном месте моя нога сильно опухала. Несмотря на это я делала себе перерывы и успешно провела уроки на тему экологического просвещения, профориентации и писала посты на эти темы. Помню у меня были трудности с приездом в офис в Национальной волонтерской сети, так как не одно такси не подходило чтобы положить инвалидное кресло. Тогда один из их координаторов – Дархан заказал большую машину и меня встретили с заботой. Я ощутила себя как в семье. Мне было трудно сидеть в четырех стенах, и боли в ногах вгоняли в апатию, иногда от этих болей я даже криками просыпалась ночью. Это самые сложные моменты были. И волонтерство меня отвлекало от этих тяжелых будней».

Сталкиваетесь ли вы со стереотипами в жизни и в волонтерстве?

«К сожалению, да. Я сталкиваюсь тем, что меня считают глупой и не имею опыта. Я много плакала из-за этого. Даже когда я грамотно составляют документы, взрослые люди не верят, что работа выполнена мной или совместно с каким-то молодыми людьми. Начиная заниматься волонтерством, мои родители тоже не воспринимали всерьез, не давали заниматься тем, чем горю заниматься. Были случай, когда моя мама не разрешала сортировать мусор. Я им тоже смогла доказать, что волонтерство – это классная возможность, и они разрешили мне сортировать мусор. Бывало, папа выкидывал все, со словами не собирай этот хлам, все что я собирала и готовила сдать, были споры. Были случаи, когда мой отец не понимал зачем я этим занимаюсь. Зачем я это делаю!?

“Ты же девочка!” Папа всегда мне отправляет какие-то рецепты, которые я якобы должна научится готовить, но мне это не нравится, я не умею готовить. Сейчас мой отец больше не доволен тем, что моя переработка мешает. Но я упорно доказываю, что это маленький вклад помогает нашей экологии».

Расскажите о коммуникациях с волонтерами и как волонтерство отражается на вас:

«Волонтеры ко мне обращались с пониманием, дружелюбно где-то с восхищением. Сама того, не подозревая я стала примером не только для ребят с инвалидностью, но и для многих других. Часто слышу, что именно благодаря мне появляется понимание того, что школьники многое могут.  Благодаря волонтерству я раскрыла свой потенциал и стала более открытой. Потому что до 8 класса я была замкнутой и закрытой, если до 9 лет мочала из-за болезни, то уже после из-за комплексов, считая себя не такой как все. Волонтерство показало и подтолкнула выйти из-зоны комфорта, показало, что не все люди бывают жестокими, и что нужно сеять добро вокруг себя».

Как вы считаете, доступно ли волонтерство для людей с инвалидностью?

«Мне кажется люди с инвалидностью мало принимают участие в волонтерстве. С одной стороны, они ни привыкли к тому, что они принимают помощь от волонтеров. На самом деле каждый человек с инвалидностью мечтает стать независимым. Я думаю, что если дать людям с инвалидностью возможность внести свой вклад в общество, то каждый сможет почувствовать свою значимость и нужность. Мне кажется, если был волонтер, который у самого имеется инвалидность, то работа с людьми у которых такая же боль, была бы эффективной. Хочу отметить есть люди, у которых нет инвалидности, но у них есть хронические или продолжительные проблемы со здоровьем. Они не получают поддержки, так как окружающие не знают, что у них есть трудности и зачастую они помогают другим без разницы есть ли статус официальный или нет.

Разумеется, волонтерство во всех направлениях должно быть инклюзивным, так как волонтерство должно быть доступным для каждого. Мало вижу как волонтеры с инвалидностью принимают участие. А если и принимают участие, то в основном в онлайн волонтерстве.  

Точно не могу сказать, что нужно сделать чтобы сделать все направления инклюзивным. Думаю, нужно показать людям инвалидностью, что они тоже могут быть волонтерами. В моем случае я просто показываю на своем примере, что все возможно!».

 Расскажите подробнее о ваших проектах:

«Я основала международный проект «Inclusive Academy», в котором волонтеры с разных стран обучают детей и подростков с инвалидностью важным социальным навыкам и раскрывают их таланты. А «SpeakUp» – это приложение для людей с нарушениями речи. Я с детства пишу рассказы, сказки и повести на глобальные темы, когда была маленькой – письмо было моим способом передачи мыслей. “Чудо где-то рядом” – сказка, посвященная детям с инвалидностью и проблемам окружающей среды. “Оазис среди боли” – повесть, посвященная подросткам с онкологией и тому, как они преодолевают и проходят каждый день как последний. Этой осенью у моей мамы обнаружили такой же диагноз, и эта повесть очень близка мне по ощущениям. В то же время придает дух веры, что все будет хорошо и я верю в это».

Диана, о видении будущего своих проектов и их развитии:

«Мои планы сейчас запустить наше приложение “SpeakUp” в плэй маркет и помочь детям с нарушениями речи. Дать каждому ребенку возможность быть услышанным. Хочу, чтобы через мультик научились к бережному отношению к людям с инвалидностью, и окружающей среде. Я планирую поступить по той специальности, которую я выбрала, чтобы уже профессионально приносить пользу обществу и людям с инвалидностью, окружающей среде. Моя специальность, на которую я хочу выучиться, будет связана с высокими технологиями, инклюзией и окружающей средой».

История Дианы показывает, что инклюзивное волонтерство – это мощный инструмент для создания общества, в котором у каждого есть право и возможность внести свой вклад. Эта модель помогает разрушать барьеры, делает сообщество более сплоченным и толерантным, открывая новые перспективы для всех участников. 

Хотим пожелать Диане и ее семье здоровья, исполнения каждой цели самыми добрыми путями!

Автор: Александра Крашинина

@alexandra.krashinina

Последние новости
01.12.2024 151 0
Как сделать следующий год особенным?
Читать подробнее
01.12.2024 159 0
История волонтера в области сохранения культурного наследия
Читать подробнее
01.12.2024 436 0
Международный день волонтера: значение, история и важность добровольчества
Читать подробнее
Читайте нас в социальных сетях
Будьте в курсе всех событий
Спасибо! ваша заявка отправлена