Основатель образовательной
онлайн-платформы Beyond Curriculum хочет поднять уровень знаний казахстанских
школьников.
Мы поговорили об онлайн-образовании с Антоном Моргуновым, многократным победителем и призером международных и республиканских олимпиад по химии, в числе наибольших достижений по которым - золотые медали на Международной Менделеевской Олимпиаде и международной химической олимпиаде. Антон в данный момент является студентом 3 курса MIT (Массачусетский технологический институт), а также основателем образовательной онлайн-платформы Beyond Curriculum, где победители и призеры международных олимпиад проводят бесплатные онлайн уроки для школьников Казахстана.
Антон, расскажи о том, как
возникла идея создать платформу Beyond Curriculum? Насколько я знаю, ранее это
было сообщество школьников по подготовке к олимпиадам по химии и физике?
-Первым появилось сообщество по
химии в мае 2017 года. Идея была простая: как готовиться к олимпиадам знают
только те, кто к этим олимпиадам непосредственно готовился. Лишь в некоторых
школах есть учителя по химии, которые при этом еще и занимались олимпиадами,
поэтому многие дети элементарно не знают, что делать или делают что-то
неправильно. Я решил поделиться своим опытом и создать площадку, где можно
задавать вопросы, на которые не смогут ответить школьные учителя.
Потом похожие площадки решили
создать физики, биологи и географы. Появился NISOLYMP. Вскоре образовалось
сообщество по математике.
Со временем, в силу разных
причин, сообщества по химии (и далее по физике) открылись для всех учеников. В
конце концов решили открыть все, а для этого нужно было сменить имя. Так
появился Beyond Curriculum.
Но в связи с карантином и необходимостью перехода на дистанционное обучение, вы решили помочь школьникам с программой последней четверти по химии, физики и программирования и начали записывать онлайн уроки по этим предметам. Можешь рассказать про ваши мотивы заняться онлайн-преподаванием?
- Когда было анонсировано, что
все школы перейдут на дистанционное обучение, у нас были определенного рода
переживания. Мы понимали, что далеко не все учителя смогут быстро и эффективно
перейти в онлайн. Хотя бы потому, что, если ты хочешь рисовать на доске, мышки
не хватит - нужен графический планшет.
У нас было все необходимое
техническое обеспечение, и мы решили сделать дополнительные материалы по
школьной программе. Если тебе показалось, что ты не усвоил тему со школьного урока,
посмотри наш, и возможно у нас получится объяснить эту тему лучше.
В целом наши мотивы исходят из
нашего стремления повышать ценность образования. Мы противостоим той парадигме,
когда ты просто приходишь в школу, просто сидишь на уроках, уходишь домой,
делаешь домашнюю работу и больше ничего. Мы продвигаем дополнительное
образование. Зачем? Во-первых, мы считаем, что это нужно делать для
полноценного развития на своем опыте, а во-вторых, когда мы делимся знаниями,
мы получаем моральное удовлетворение.
Говоря языком геометрии, Beyond Curriculum - это точка пересечения победителей и призеров международных и республиканских олимпиад по естественным и точным наукам, благородного желания делиться своими знаниями, навыков по созданию онлайн-уроков и всемирного карантина, который парализовал всю систему школьного образования. Просто уникальнейший кейс. Расскажи подробнее о вашей команде, достижения ребят и как распределяются функции в проекте.
- У нас довольно немаленькая
команда, основной костяк - это около 20 человек. Вообще, основное деление у нас
идет по предметам: на каждое направление своя команда, всего их 5 (математика,
физика, химия, биология, география). Плюс есть связывающие звенья: имеется
человек, который прекрасно выполняет роль редактора текстов, три человека,
которые занимаются административной деятельностью (т.е. налаживают
взаимодействие между сообществами и разными проектами). Они также занимаются
нашими социальными сетями и поиском гостей на «котолампы» (прямые эфиры с
ответами на вопросы). Есть еще дизайнер/веб-девелопер.
Роли в остальных проектах
(школа, грант, блог, база знаний - Wiki) распределяются по принципу наличия
энтузиазма.
В целом, у нас замечательная
команда и каждый привносит что-то свое. У нас есть победители и призеры
крупнейших международных олимпиад (IPhO, IChO, WRO), неоднократные победители
республиканских олимпиад, кто-то еще учится в школе, кто-то уже учится в
универе (NU, KAIST, NYUAD, MIT).
Пожалуй у нас в стране не имеется подобных BeyounCurriculum.kz образовательных платформ по школьной программе с такой концентрацией титулованных школьников и студентов. А главное с понятной подачей материала - на «языке сверстников», т.к. известная проблема многих преподавателей старшего возраста заключается именно в невозможности донести школьный предмет до современных учащихся. Итак, карантин дал вашей платформе заявить о себе, какие планы на будущий учебный год? Какие расходы несет платформа ежемесячно и планируете ли вы монетизировать ее в будущем? Для начала, думаю, вам понадобится инвестор или меценат, болеющий за будущее системы образования в нашей стране.
- Мы планируем сделать короткие
курсы по типу «В чем красота предмета Х?» которые будут нацелены на то, чтобы
заинтересовать учащегося в глубоком изучении предмета. Ведь все-таки сейчас
очень много ресурсов, в том числе и наших, которые упрощают процесс
самообучения, главная проблема - не всегда есть желание учащегося.
Что касается расходов - только
на техническую часть (хостинг и домены) уходит 90 тыс. тенге в месяц (при
минимальных тарифах). Мы уже вложили свыше 200 тыс. тенге в призовой фонд
олимпиад. Это все были расходы из своего кармана.
И это не включает хотя бы
символическую оплату труда всех тех, кто нам помогает. У нас незаменимые
административные помощники, у нас уникальный дизайнер/программист (который
крайне востребован и в Казахстане, и в России). Наши администраторы сообществ
вынуждены подрабатывать где-то еще и заниматься нашими проектами в крайне
редкое свободное время.
Дальнейший рост затруднителен без привлечения пожертвований или инвестиций, привлечением которых мы и будем заниматься в ближайшее время. Мы, в принципе, открыты к диалогу и обсуждению условий. Но уже сейчас мы взяли на себя определенные обязательства, оформив себя как Общественный фонд.
Планируем ли монетизировать? Мы
точно не будем становиться рыночным игроком с рыночными ценами - мы считаем,
что образование не должно быть рынком. Но, возможно, мы будем просить небольшие
символические пожертвования за те или иные бонусы.
Я считаю, что такие образовательные
платформы сделают революцию в образовании в ближайшие годы. Как недавний
выпускник школы и студент топового мирового технического университета, какие
основные проблемы в школьном образовании ты видишь и сколько лет понадобиться
казахстанской системе образования чтобы их решить и выйти на мировой уровень?
При условии, что все изменения будут проведены успешно и эффективно.
- Вообще, у нас недостаточное
внимание уделяется образованию. Государство тратит 3,5% от ВВП, тогда как
большинство даже развитых стран тратит около 4,5%, а некоторые и вообще больше
6% (как Германия или Финляндия), а то и все 7% (Швеция).
Мы периодически читаем новости о
том, как наши ученики побеждают на олимпиадах, конкурсах, выступают на научных
конференциях и так далее. Но все равно, таких учеников, ну максимум, тысяч
десять. А всего в Казахстане чуть ли не 3 млн школьников. И вот какие они, эти
три миллиона?
К сожалению, сейчас образование получается в основном для галочки (или потому что родители требуют). Экзамены, проверочные работы и тесты (те же PISA, SAT, СОРы, СОЧи) стали самоцелью, основную долю подготовки школьники оставляют на ночь перед экзаменом. Царит консеквенциализм: цель оправдывает средства, школьники готовы списывать, ходить по головам, лишь бы сдать ЕНТ и поступить в хороший вуз на грант.
Сейчас очень много внимания
уделяется этим проблемам. Только почти вся дискуссия фокусируется на стороне
«предложения» - т.е. того, что делает государство. А мы считаем есть проблема
со спросом. И вот этот самый спрос мы и пытаемся менять. Мы хотим вернуть
престиж образованию, чтобы учеба не ограничивалась школьными стенами.
По срокам реформ - я думаю, что
понадобится не менее десяти лет. Все-таки, общественное сознание не поменяешь
ни за год, ни за два. Но, думаю, определенный прогресс мы можем видеть чуть ли
не ежегодно. Еще 3 года назад количество проектов, которые ведут школьники,
можно было посчитать на пальцах одной руки. Сейчас же дети уверенно открывают
блоги, пишут про мотивацию, про подготовку к тестам, про поступление в вузы,
создают какие-то волонтерские проекты. Может это нескромно звучит, но, на самом
деле, в этом есть и наша заслуга.
Антон, спасибо тебе за
стремление вкладывать свои ресурсы в стратегически важную и сложную сферу, как
образование. Очень надеюсь, что благодаря усилиям таких молодых энтузиастов как
ты, наше общество начнет кардинальную реформу системы образования в стране.
Источник: https://forbes.kz//process/education/kak_vyiyti_za_ramki_shkolnogo_obrazovaniya/?
Центр может проконсультировать вас по всем интересующим вопросам касательно деятельности Фронт-офиса, о Годе волонтера, об общенациональных проектах или о любом другом вопросе связанным с волонтерством. Доступны: телефонный звонок, WhatsApp, Telegram
оказание волонтерской помощи в подготовке к ЕНТ, обучению английскому языку, компьютерной и правовой грамотности страшеклассников средних школ в сельской местности
участие в проекте более 1000 волонтеров из числа преподавателей, студентов и др. Охват обучением не менее 1000 учащихся средних школ сельской местности в каждом регионе
Акмолинская, Алматинская, Актюбинская, Атырауская, Восточно-Казахстанская, Жамбылская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская, Костанайская, Мангистауская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Туркестанская области
Примечание: в графе «территориальный охват» могут быть указаны только базовые центры реализации проектов, вмесет с тем проекты будут реализован во всех регионах республики.привлечение волонтеров в сферу охраны здоровья, оказанию помощи в уходе за больными, в том числе в хосписах, онкологических диспансерах и др.
открытие 3 центров поддержки волонтеров в сфере охраны здоровья в городах Алматы, Кызылорда, и Петропавловск. Участие в проекте не менее 1000 волонтеров. Выделение не менее 68 грантов для реализации волонтерских идей в сфере здравоохранения
г. Алматы, Кызылординская и Северо-Казахстанская области
Примечание: в графе «территориальный охват» могут быть указаны только базовые центры реализации проектов, вмесет с тем проекты будут реализован во всех регионах республики.внедрение практики наставничества волонтерами в отношении детей, находящихся в детских домах, и молодежи, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в центрах социального обслуживания системы социальной защиты населения.
создание 3 центров поддержки волонтеров в сфере наставничества в городах Нур-Султан, Шымкент, Атырау. Внедрение практики наставничества, подготовка не менее 50 персональных наставников из числа авторитетных и уважаемых граждан (волонтеров). Привлечение 1000 обученных граждан и волонтеров. Выделение и реализация не менее 68 малых грантов
города Нур-Султан, Шымкент и Атырауская область.
Примечание: в графе «территориальный охват» могут быть указаны только базовые центры реализации проектов, вмесет с тем проекты будут реализован во всех регионах республики.защита окружающей среды, очистке рек и лесов, посадке деревьев, обучению сортировке мусора.
создание 3 центров поддержки волонтеров в сфере защиты окружающей среды, очистке рек и лесов, посадке деревьев, обучению сортировке мусора в городах.Талдыкурган, Уральск, Костанай. Вовлечение граждан в волонтерскую деятельность в сфере защиты окружающей среды и экологической безопасности, очистке рек и лесов, посадке деревьев, обучению сортировке мусора. 1000 привлеченных волонтеров. Выделение не менее 68 малых грантов.
Алматинская, Западно-Казахстанская, Костанайская области.
Примечание: в графе «территориальный охват» могут быть указаны только базовые центры реализации проектов, вмесет с тем проекты будут реализован во всех регионах республики.привлечение волонтеров по сохранению объектов историко-культурного наследия.
создание 3 центров поддержки волонтеров для привлечения волонтеров к проектам по сохранению объектов историко-культурного наследия в городах Тараз, Караганда, Туркестан. Расширение участия граждан в реализации проектов по сохранению и развитию культурно-исторического наследия, восстановления и сохранения памятников истории, культуры и мемориальных комплексов. Привлечение 1000 граждан и волонтеров к реализации проекта. Выделение не менее 68 малых грантов.
Жамбылская, Карагандинская, Туркестанская области.
Примечание: в графе «территориальный охват» могут быть указаны только базовые центры реализации проектов, вмесет с тем проекты будут реализован во всех регионах республики.привлечение волонтеров в дома престарелых, центры социального обслуживания системы социальной защиты населения.
создание 3 центров поддержки волонтеров в городах Алматы, Актау, Павлодар. 1000 волонтеров окажут помощь организациям социального обслуживания системы социальной защиты населения. Выделение не менее 68 грантов для реализации волонтерских идей в социальной сфере. Выпуск сборника лучших практик волонтерской деятельности в сфере социальной защиты населения.
г. Алматы, Мангистауская и Павлодарская области.
Примечание: в графе «территориальный охват» могут быть указаны только базовые центры реализации проектов, вмесет с тем проекты будут реализован во всех регионах республики.привлечение волонтеров к проектам по поиску пропавших людей, снижению рисков бедствий и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по поиску документов, повествующих о подвигах наших соотечественников в Великой Отечественной войне.
создание 3 центров поддержки волонтеров в сферах ЧС, работы по поиску пропавших людей, в городах Кокшетау, Актобе, Усть-Каменогорск. Расширение участия граждан и волонтерских организаций в поисковых мероприятиях, в том числе документов, повествующих о подвигах наших соотечественников в Великой Отечественной войне, защите населения от чрезвычайных ситуаций. Привлечение 1000 привлеченных волонтеров к реализации проекта. Выделение не менее 68 малых грантов.
Акмолинская, Актюбинская, Восточно-Казахстанской области.
Примечание: в графе «территориальный охват» могут быть указаны только базовые центры реализации проектов, вмесет с тем проекты будут реализован во всех регионах республики.